Закрыть ... [X]

Цитаты к дню ангела

цитаты к дню ангела Хаей Сара

Шестой день недели

Глава 25

1. И вновь Авраам взял жену, по имени Ктура

Ктура. Это Агарь. А названа Ктурой потому, что поступки ее были приятны, как благовонное курение, «кторет» [Берейшит раба 61]. И потому что завязала она свой полог и не была никому женой с тех пор, как рассталась с Авраамом.

2. И она родила ему Зимрана и Якшана, и Медана и Мидьана, и Ишбака, и Шуаха.

3. А Якшан породил Шева и Дедана; а сынами Дедана были Ашурим и Летушим и Леумим.

Ашурим и Летушим. Имена прародителей наций [Берейшит раба 61]. Что же до перевода Онкелоса, то я не могу согласовать его с прямым смыслом стиха. Он объясняет (ашурим) как означающее «станы, лагеря». А если возразишь, что это не так из-за буквы «алеф», которая не является корневой, — то ведь встречаются слова, к которым буква «алеф» прибавляется перед корнем. Как например: «на стене по отвесу» [Амос 7,7], где אנך от (того же корня, что и) נכה [II Кн. Шмуэля 4,4]. И подобно «кувшин с елеем» [II Кн. Млахим 4,2], где אסוך от (того же корня, что и וסכת в) «и умойся и умастись» [Рут 3,3 ]. А летушим (по мнению Онкелоса) — владельцы шатров, которые расходятся в разные стороны, и каждый странствует со своими шатрами для стана. И также сказано: «И вот рассыпавшиеся נטשים по всей земле» [I Кн. Шмуэля 30,16]. А ведь «ламед» и «нун» чередуются.

4. А сыны Мидьяна: Эфа и Эфер и Ханох, и Авида и Элдаа. Все они сыны Ктуры.

5. И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку.

и отдал Авраам... Сказал рабби Нехемия: «Благословение в наследство ибо Святой, благословен Он, сказал Аврааму: « И быть тебе благословением» [12, 2], (то есть) благословения верны тебе, чтобы благословить того, кого пожелаешь. А Авраам передал их Ицхаку» [Берейшит раба 61].

6. А сыновьям наложниц, которые у Авраама, дал Авраам дары, и отослал он их от Ицхака, сына своего, при жизни своей, на восток, на землю восточную.

наложниц. Написание неполное (опущена буква «юд»), потому что была только одна наложница, Агарь, она же Ктура. У жен есть брачный контракт, у наложниц нет, как выясняется в трактате Санедрин [21а] в связи с женами и наложницами Давида.

дал Авраам дары. Наши мудрецы разъясняли: «Передал им средства от нечистых сил» [Санедрин 91а]. Другое объяснение: полученное им благодаря Саре и другие преподнесенные ему подарки, все это отдал им, не желая извлечь пользу из такого.

7. И вот дни лет жизни Авраама, которые он прожил: сто лет и семьдесят лет и пять лет.

сто лет и семьдесят лет и пять лет. Столетний как семидесятилетний в силах, а семидесятилетний как пятилетний — безгрешен.

8. И скончался и умер Авраам в старости доброй, старым и удоволенным, и приобщен был он к своему народу.

9. И погребли его Ицхак и Ишмаэль, его сыновья, в пещере Махпела на поле Эфрона, сына Цохара-хити, которое пред Мамре;

Ицхак и Ишмаэль. Отсюда следует, что Ишмаэль возвратился (со своих преступных путей) и уступил первенство Ицхаку. И это есть «добрая старость», о которой говорится относительно Авраама.

10. На поле, которое купил Авраам у сынов Хета, там погребен Авраам, и Сара, жена его.

11. И было после смерти Авраама, и благословил Б-г Ицхака, сына его. И обитал Ицхак близ колодца Лахай-рои.

и было после смерти Авраама, и благословил... Утешил его утешением скорбящих. Другое объяснение: хотя Святой, благословен Он, передал благословения Аврааму, тот не решался благословить Ицхака, предвидя, что от него произойдет Эсав. Сказал (Авраам): «Пусть же придет владеющий благословениями и благословит того, кто угоден Ему». Тогда Святой, благословен Он, благословил (Ицхака) [Coтa 14].

א. וַיֹּ֧סֶף אַבְרָהָ֛ם וַיִּקַּ֥ח אִשָּׁ֖ה וּשְׁמָ֥הּ קְטוּרָֽה׃

קטורה

זו הגר, ונקראת קטורה על שם שנאים מעשיה כקטרת ושקשרה פתחה שלא נזדווגה לאדם מיום שפרשה מאברהם:

ב. וַתֵּ֣לֶד ל֗וֹ אֶת זִמְרָן֙ וְאֶת יָקְשָׁ֔ן וְאֶת מְדָ֖ן וְאֶת מִדְיָ֑ן וְאֶת יִשְׁבָּ֖ק וְאֶת שֽׁוּחַ׃

ג. וְיָקְשָׁ֣ן יָלַ֔ד אֶת שְׁבָ֖א וְאֶת דְּדָ֑ן וּבְנֵ֣י דְדָ֔ן הָי֛וּ אַשּׁוּרִ֥ם וּלְטוּשִׁ֖ם וּלְאֻמִּֽים׃

אשורם ולטושם

שם ראשי אומות. ותרגום של אונקלוס אין לי לישבו על לשון המקרא. שפירש למשירין, לשון מחנה. ואם תאמר שאינו כן מפני האל"ף שאינה יסודית, הרי לנו תיבות שאין בראשם אל"ף ונתוספה אל"ף בראשם, כמו (עמוס ז ז) חומת אנך, שהוא מן (שמאול ב' ד ד) נכה רגלים, וכמו (מלכים ב' ד ב) אסוך שמן שהוא מן (רות ג ג) ורחצת וסכת:

ולטושים

הם בעלי אהלים המתפזרים אנה ואנה ונוסעים איש באהלי אפדנו, וכן הוא אומר (ש"א ל טז) והנה נטושים על פני כל הארץ, שכן למ"ד ונו"ן מתחלפות זו בזו:

ד. וּבְנֵ֣י מִדְיָ֗ן עֵיפָ֤ה וָעֵ֨פֶר֙ וַֽחֲנֹ֔ךְ וַֽאֲבִידָ֖ע וְאֶלְדָּעָ֑ה כָּל אֵ֖לֶּה בְּנֵ֥י קְטוּרָֽה׃

ה. וַיִּתֵּ֧ן אַבְרָהָ֛ם אֶת כָּל אֲשֶׁר ל֖וֹ לְיִצְחָֽק׃

ויתן אברהם וגו'

אמר ר' נחמיה ברכה דיאתיקי, שאמר לו הקב"ה לאברהם (לעיל יב ב) והיה ברכה, הברכות מסורות בידך לברך את מי שתרצה, ואברהם מסרם ליצחק:

ו. וְלִבְנֵ֤י הַפִּֽילַגְשִׁים֙ אֲשֶׁ֣ר לְאַבְרָהָ֔ם נָתַ֥ן אַבְרָהָ֖ם מַתָּנֹ֑ת וַֽיְשַׁלְּחֵ֞ם מֵעַ֨ל יִצְחָ֤ק בְּנוֹ֙ בְּעוֹדֶ֣נּוּ חַ֔י קֵ֖דְמָה אֶל אֶ֥רֶץ קֶֽדֶם׃

הפילגשים

חסר כתיב, שלא היתה אלא פלגש אחת, היא הגר היא קטורה. נשים בכתובה, פילגשים בלא כתובה, כדאמרינן בסנהדרין (כא א) בנשים ופילגשים דדוד:

נתן אברהם מתנות

פירשו רבותינו שם טומאה מסר להם. דבר אחר מה שניתן לו על אודות שרה ושאר מתנות שנתנו לו, הכל נתן להם שלא רצה ליהנות מהם:

ז. וְאֵ֗לֶּה יְמֵ֛י שְׁנֵֽי חַיֵּ֥י אַבְרָהָ֖ם אֲשֶׁר חָ֑י מְאַ֥ת שָׁנָ֛ה וְשִׁבְעִ֥ים שָׁנָ֖ה וְחָמֵ֥שׁ שָׁנִֽים׃

מאת שנה ושבעים שנה וחמש שנים

בן מאה כבן שבעים, ובן שבעים כבן חמש בלא חטא:

ח. וַיִּגְוַ֨ע וַיָּ֧מָת אַבְרָהָ֛ם בְּשֵׂיבָ֥ה טוֹבָ֖ה זָקֵ֣ן וְשָׂבֵ֑עַ וַיֵּאָ֖סֶף אֶל עַמָּֽיו׃

ט. וַיִּקְבְּר֨וּ אֹת֜וֹ יִצְחָ֤ק וְיִשְׁמָעֵאל֙ בָּנָ֔יו אֶל מְעָרַ֖ת הַמַּכְפֵּלָ֑ה אֶל שְׂדֵ֞ה עֶפְרֹ֤ן בֶּן צֹ֨חַר֙ הַֽחִתִּ֔י אֲשֶׁ֖ר עַל פְּנֵ֥י מַמְרֵֽא׃

יצחק וישמעאל

מכאן שעשה ישמעאל תשובה והוליך את יצחק לפניו, והיא שיבה טובה שנאמר באברהם:

י. הַשָּׂדֶ֛ה אֲשֶׁר קָנָ֥ה אַבְרָהָ֖ם מֵאֵ֣ת בְּנֵי חֵ֑ת שָׁ֛מָּה קֻבַּ֥ר אַבְרָהָ֖ם וְשָׂרָ֥ה אִשְׁתּֽוֹ׃

יא. וַיְהִ֗י אַֽחֲרֵי֙ מ֣וֹת אַבְרָהָ֔ם וַיְבָ֥רֶךְ אֱלֹהִ֖ים אֶת יִצְחָ֣ק בְּנ֑וֹ וַיֵּ֣שֶׁב יִצְחָ֔ק עִם בְּאֵ֥ר לַחַ֖י רֹאִֽי׃

ויהי אחרי מות אברהם ויברך וגו'

נחמו תנחומי אבלים. דבר אחר אף על פי שמסר הקדוש ברוך הוא את הברכות לאברהם, נתיירא לברך את יצחק מפני שצפה את עשו יוצא ממנו, אמר יבא בעל הברכות ויברך את אשר ייטב בעיניו ובא הקדוש ברוך הוא וברכו:
Источник: http://www.moshiach.ru/chumash.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



К чему снится Бог во сне по 90 сонникам! Если видишь во сне Как сделать цементный пол в своем доме

Цитаты к дню ангела Цитаты к дню ангела Цитаты к дню ангела Цитаты к дню ангела Цитаты к дню ангела Цитаты к дню ангела Цитаты к дню ангела

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ